понедельник, 1 марта 2010 г.

Статья: Прямое действие Конституции РФ. Введение в тему. Скавитин К.А., 2007 (c)

В действующей Конституции РФ закреплен принцип прямого действия конституционных норм. В условиях становления правового государства этот принцип играет немаловажную роль. Прямое действие Конституции наиболее ярко отражает новую схему взаимоотношений человека и государства, характеризующуюся возросшей ролью личности, объявлением человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Однако, несмотря на то, что с момента принятия новой Конституции прошло уже более 13 лет, в научной литературе до сих пор не сложилось общепризнанного подхода к определению данной юридической конструкции.
Принцип прямого действия получил закрепление в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»[1].
К сожалению, содержание данной статьи не позволяет составить четкого представления о том, что же подразумевается под прямым действием Конституции. Существует мнение, что значение рассматриваемой юридической конструкции было бы более понятным при условии четкого изложения доктрины прямого действия в материалах Конституционного совещания. Однако, положение о прямом действии конституционных норм не вызвало дискуссии.[2]
В научной литературе отмечается, что «зачастую прямое действие норм Конституции сводят к информативному воздействию основного закона на сознание граждан»[3]. Но такой подход не позволяет определить, в чем заключается основное значение и специфика прямого действия Конституции.
Представляется, что наиболее точно специфику и особенности, а главное роль и значение рассматриваемой юридической конструкции отражает определение, сформулированное профессором Малько, который под прямым действием Конституции понимает «юридическое свойство Конституции, заключающееся в ее способности быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно, на основе ее предписаний разрешаются все дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти»[4].
Несомненно, Конституция играет неоценимую роль в правовой системе современной России, оказывая информационное, психологическое и социальное воздействие на участников общественных отношений и в этом проявляется действие Конституции, основанное на ее свойствах и функциях, а также на юридической природе и месте в правовой системе. Однако прямое действие играет особо важную роль как специально-юридическая форма действия.
Прямое действие конституционных норм проявляется, прежде всего, в сфере прав и свобод человека и гражданина[5]. Согласно ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими»[6]. Данное положение, конкретизированное в этой же статье, означает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание, применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все нормы Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина имеют высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории РФ, и суды при разрешении споров обязаны обеспечить их применение.[7] Следовательно, прямое действие конституционных норм помогает осуществлять защиту конституционных прав и свобод, в случаях, если нет конкретизирующего эти нормы закона или иного правового акта, отсутствие которых не может быть признано основанием для отказа в их защите.[8] «Конституция – не пропагандистский документ, а нормативно-правовой акт, статьями которого надлежит руководствоваться, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах»[9]. Некоторые учёные даже предлагают рассматривать в качестве первого и основного признака прямого действия конституционной нормы реальное и прямое применение этой нормы судами общей юрисдикции.
Прямое действие Конституции имеет большое значение не только для правоприменителей, но и для субъектов различных правоотношений, реализующих свои субъективные юридические права. Они могут активно использовать конституционные нормы и активно ссылаться на них в качестве обоснования и аргументации своей позиции. Прямое действие Конституции помогает субъектам правоотношений использовать наиболее выгодно положения Конституции для защиты своих прав, свобод и законных интересов[10].
Прямое применение конституционных норм также играет важную роль при разрешении юридических коллизий, для преодоления пробелов в праве[11].
Кроме того, прямое действие Конституции имеет большое значение для повышения уровня правовой культуры, для последовательного укрепления уважительного отношения граждан к Основному Закону страны, которое невозможно, если люди не будут видеть, ощущать на себе ежедневно, что на защите их прав и свобод стоит именно Конституция.[12]
В заключении хотелось бы сказать, что, к сожалению, в настоящее время прямое действие Конституции ассоциируется исключительно с возможностью защиты прав и свобод, закреплённых в Конституции через суд. Представляется, что действие конституционных норм должно распространяться не только на судебные споры, но и определять деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, выступать в качестве руководящего начала для различных организаций, как и записано в ст. 18 Конституции, чтобы граждане могли осуществлять свои конституционные права не только через суд. Нормы Конституции должны действовать непосредственно при урегулировании общественных отношений, а не быть инструментом, применяемым в экстренных случаях.
Стоит отметить, что на пути у реализации принципа прямого действия Конституции возникают некоторые существенные проблемы: относительно невысокий уровень правовой культуры, отношение к конституционным положениям лишь как к торжественным и декларативным, как к не обладающим реальным воздействием на общественные отношения, и, наконец, главная проблема – отсутствие механизма, позволяющего воплотить принцип прямого действия Конституции не только при разрешении конфликтных ситуаций, но и в повседневной жизни. Решение этих вопросов является необходимым условием для успешного развития правового государства и последовательного проведения в жизнь принципа прямого действия Конституции.


[1] Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 20.
[2] Кравец И. А. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции // Российский юридический журнал. 2001. № 3. С. 3.
[3] Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 94
[4] Краткий юридический словарь; отв. ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 157.
[5] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий; под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 34.
[6] Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 24.
[7] Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации (практическое пособие). М.: «Права человека», 1996. С. 56.
[8] Венгеров А.Б. О применении конституционных норм судебными органами СССР. Советское государство и право. 1969. № 10. С. 42.
[9] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 7.
[10] Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. 4-е изд., стер. Москва: Омега-Л, 2007. С. 510.
[11] Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. С. 59.
[12] Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 99.